Мой путь в рекламной сфере начался в 2007 году, когда я вернулся из Москвы (работал по контракту вторым режиссером в кино) в Питер. На тот момент у меня не было работы и отсутствовали планы на будущее – я просто ждал чего-то, сам не зная чего. Неожиданно я получил предложение прийти на собеседование в агентство SPN Ogilvy и претендовать на позицию режиссера.

Нужно сказать, собеседование я прошел просто ужасно, и, получив звонок из агентства, ожидал отказ. Но получил работу. Правда, не режиссера, а только ассистента.

Так я стал набираться опыта в сфере events: придумывал концепции мероприятий, писал сценарии и другие тексты, работал с ведущими и артистами, нарабатывал связи и знакомства. Там я проработал два года, и ушел, просто устав от напряженного ритма.

После Ogilvy была череда несколько агентств, а в мае 2011 года я оставил последнее место работы. На тот момент я прочитал книги Олега Тинькова и Ричарда Брэнсона, и совершенно точно для себя решил: делать свое дело.

10 мая 2011 года (дата была выбрана после консультации с личным астрологом) мы зарегистрировали компанию ООО «Блэк Берд». Основным учредителем (80%) и управляющим являюсь я, кроме меня в компании есть еще два собственника.

Первый клиент, которого мы привлекли в BBA, была литовская управляющая компания. Мы сделали для них летний корпоративный праздник с весьма скромным бюджетом, но благодаря нему с этим заказчиком у нас сложились теплые отношения и они стали нашим первым постоянным клиентом.

Мы арендовали офис на Казанской улице, дом 7 (во дворе ресторана «Тинькофф»), заняли денег в банке (на физическое лицо), сделали в офисе ремонт и начали усиленно работать. Надо сказать, в то время я подрабатывал – меня нанимали конкурентные агентства как режиссера-фрилансера.

Волею случая и благодаря нашей настойчивости у нас появился первый крупный заказ – новогодний корпоративный вечер для 1000 гостей в Ледовом дворце. Параллельно с работой по подготовке этого праздника (она заняла 4 месяца) у нас стали появляться и другие заказы на Новый год. К октябрю взяли собственного менеджера по продажам (с ней мы работали вместе с одном из прошлых агентств). Мне удалось договориться на небольшой оклад, но высокий процент с прибыли – эта система для мотивации менеджера по продажам оказалась самой эффективной.

Первый новогодний сезон мы закончили в плюсе и сделали четыре проекта. О нас стали узнавать на петербургском рынке, нас стали звать в различные тендеры (не все мы выигрывали), что принесло нам новые заказы. Плюс, мне удалось встретиться с клиентами, которых я знал по прежним местам работы и получить для нашего агентства новые заказы.

Кто-то скажет, что я действовал нечестно, но я так не считаю. Это бизнес, и свой бизнес мы ведем честно. Побеждает сильнейший. Мы нормально относимся к проигрышам и радуемся, когда предлагаем клиентам более яркие, оригинальные решения по цене ниже, чем наши конкуренты – и побеждаем в конкурсе.

Теперь пару слов о самом бизнесе. Организация мероприятий – очень интересный и трудоемкий процесс. В нем нет мелочей и важны все детали: какие будут приборы на столах, какая музыка будет служить фанфарами на выход официальных лиц, сколько человек промо-персонала будут работать на встрече гостей, во что они будут одеты. Что будет говорить ведущий, в какой момент сценарий нужно прервать и сделать музыкальную паузу?

Этот бизнес не терпит дилетантов, поэтому я настоятельно не советую вам в него окунаться, если вы до этого не занимались организацией мероприятий. На рынке множество небольших компаний, которые делают детские праздники, свадьбы и прочие мини-ивенты. Они действуют по принципу «пригласим недорогих артистов и будет всем праздник». Этот подход нам вообще не близок: все наши мероприятия мы придумываем индивидуально, создаем интересные концепции, и все наполнение подчиняется единой концепции, единому стилю. Также мы не делаем частные мероприятия и свадьбы. Это не наша тема, и мы не претендуем на нее.

Теперь о финансах. На данный момент наш бизнес ежемесячно потребляет порядка 300 тысяч рублей (аренда, зарплаты, текущие расходы), исходя из средней комиссии в 10-15 процентов вы легко можете посчитать, какой оборот должен быть у небольшого агентства (6 сотрудников), чтобы оставаться на самоокупаемости.

К организации мероприятий мы прибавили еще дизайн-услуги, проведение тренингов, выездные мероприятия, производство полиграфии (мы приобрели печатное оборудование на 1 млн рублей) – все эти направления лягут в основу наших будущих бизнесов, и кто знает, возможно, через пару лет BlackBird станет конгломератом небольших компаний, работающих в сфере услуг и предлагающих своим клиентам самые лучшие продукты и отменный сервис. Собственные дополнительные сервисы позволили нам уменьшить себестоимость и повысить качество услуг – они приносят нам дополнительный доход. И клиентам нравится, когда мы делаем все сами – так им спокойнее.

Я верю, что в нашей стране вы просто обречены на успех вашего дела, если вы:

хорошо разбираетесь в том, чем занимаетесь. Хорошо разбираться – не значит провести 5 лет (как я) в этом бизнесе. Достаточно иметь пытливый ум и желание вникнуть во все особенности дела до его начала. Хотя, конечно, можно быть абсолютным «девственником», но для этого вам потребуется удача.
абсолютно уверены в успехе. Если это так, вы сможете убедить всех вокруг: партнеров, семью, инвесторов, клиентов.
желание помогать людям. В эту фразу я вкладываю сразу несколько понятий: отличный сервис, качественный продукт приносящий пользу, искреннее стремление помочь своим клиентам. Стремитесь давать своим клиентам всегда больше, чем они просят – и они отблагодарят вас.
Повторяя слова Олега Тинькова, я всем советую пробовать и делать свое дело! Помните: самое главное – принять решение и быть на 100% уверенными в успехе.