Коворкинг создан для тех людей, кто желает совмещать преимущества фриланса – свободный график и самостоятельность – с полезными атрибутами офисной жизни: общением, помощью коллег, рабочим местом, оборудованным хорошей (часто недоступной одиночкам на дому) техникой, средствами быстрого приема пищи; а также возможностью проводить довольно массовые семинары, тренинги, конференции, праздничные мероприятия для всех желающих. Автором бизнес-идеи считается молодой американский программист Бред Ньюберг, который в 2005 году впервые объединил под одной крышей всех «свободных художников». К 2015 году ожидается бурное развитие этого бизнеса и в Украине.

Итак, коворкинг подразумевает, что люди снимают общее помещение (от одного офиса, квартиры или двух-трех офисов – до целого дома, центра), оставаясь независимыми и свободными. При этом не накладывается особых ограничений ни на профессию и статус участника, ни на параметры помещения и сообщества. Такие офисы пользуются спросом не у одних фрилансеров, но и у компаний, сотрудники которых разбросаны по разным городам или странам, и у начинающих столичных предпринимателей, бюджет которых не позволяет купить коммерческую недвижимость.

Конечно, основывая коворкинг-офис, нужно учитывать его место расположения. Вряд ли центр или иной престижный район мегаполиса будет реален для такого стартапа (с точки зрения не только цен на недвижимость, но и наличия там – если говорить о столицах – работающих с начала 2010-х годов «первых ласточек» коворкинга, с раскрученностью которых стартаперу малого бизнеса уже не посоревноваться).

Скорее, главное тут – удобная транспортная развязка; идеальный вариант для городов с метро – недалеко от станции метро. Ценным плюсом является и красивый вид из окон. Неудачное расположение не окупится никакими вложениями и не «излечится» даже дешевизной аренды.

Важным условием является наличие рядом незаполненных парковочных территорий на такое количество автомобилей, которое не меньше, чем число возможных сотрудников центра (заметим, что к некоторым из них могут иногда подъезжать на авто контрагенты, члены семьи, курьеры.). При этом оценивать подобные возможности двора или тротуара следует со стратегическим учетом того, что количество машин у жителей и работников ближайших домов, да и у работников вашего центра, через десять лет может вырасти вдвое. В идеале, конечно, хорошо бы договориться с землераспорядителями двора или придомовых территорий (если это не ваша собственность) об установке блокеров ваших паркомест или об ограждении вашей парковки забором со шлагбаумом (ключи от шлагбаума или блокеров вы будете выдавать своим работникам). Если же ваше здание – далеко во дворе, а въезд в этот двор обладает крайне разбитым асфальтом, потрудитесь положить полсотни метров нового дорожного покрытия за свой счет – можно, конечно, попробовать ради этого и надавить на городские службы, но проще будет сделать это самому.

Также следует подумать о кластере потенциальных клиентов, ведь охватить все сообщества сразу вряд ли удастся. Если у вас всего один однокомнатный офис, четко продумайте, на кого вы ориентированы. Художники и дизайнеры создают атмосферу одного типа, программисты – другого, молодые мамы-хендмейдеры — третьего, менеджеры по продажам и дистрибуции – четвертого. Но если вы собираетесь сделать мини-центр из большой трехкомнатной квартиры или группы офисов (или, тем более, если вы располагаете целым зданием с многими помещениями) – никто не мешает вам отвести каждую комнату для разных групп работников.

Организационный путь таков: для начала необходимо приобрести в собственность нежилое помещение, либо перевести квартиру/дом из жилого в нежилой фонд, после чего довольно четко разделить его по принципу боксов. После того, как вы сделаете офисный ремонт с установкой высокоуровневого (не скупитесь!) офисного оборудования, необходимо будет позаботиться и о максимально комфортных дополнительных нюансах: изолированные «курилки», диваны или даже гамаки для краткого отдыха, спортивный мини-уголок (тренажеры, пинг-понг), кухонный офисный уголок с «полным фаршем» (кулер-бойлер с очищенной водой, кофеварка, электрочайник, холодильник, микроволновка, тостер, мультиварка, стаканы, чашки, посуда, запасы кофе, чая и т.д.), библиотека и/или доставка бизнес журналов.

Из базовой техники на сегодняшний день коворкинг-офисы в идеале имеют:

wi-fi-интернет,
принтер и сканер;
мультимедийный проектор и экран;
плазменный экран;
флип-чарт (магнитная доска с блокнотом и маркерами) и т.д.;
Стоимость использования стандартного набора техники, разумеется, включается в арендную плату за рабочее место.

При этом все офисные помещения разнятся между собой следующими основными параметрами:

площадь / количество посадочных мест,
тип размещения работников (как в зрительном зале, за длинными линиями или окружностями столов, группами за столами, закрывающиеся боксы для каждого работника);
техническая поддержка.
Стоит отметить, что образовательные программы (курсы, семинары), которые организовываются на территории коворкинг-центра, могут приносить до половины выручки и создавать мощный вал попутной рекламы вашего центра – рекламируя образовательную программу, ее создатели неизбежно укажут вас в качестве адреса, места проведения. Больше всего денег приносят маркеты выходного дня и тематические конференции.

Также коворкинг-центр — идеальный партнер местных СМИ: место для интервью и фотосессий. Их промо-поддержка должна быть отблагодарена, например, предоставлением льготных условий аренды рабочего места для внештатных корреспондентов, дизайнеров, рекламистов, дистрибуторов изданий и каналов.

Заметим, что вопреки опасениям осторожных стартаперов, стоит немедленно «хвататься» и за проекты, состоящие из бесплатной или дешевой открытой программы (за которую вы как арендодатель получаете очень мало или ничего) и платных курсов (за которые вам сулят деньги посолиднее) – такие проекты весьма нуждаются в низких ценах аренды для открытой программы, обладают высокой посещаемостью и неплохим заякориванием посетителей последних. В первый сезон стоит дать зеленый свет многим таким программам в разных направлениях, даже за очень малые деньги – затем можете уже выбирать наиболее востребованные проекты.

Среднерыночная стоимость аренды стола и ключей для круглосуточного доступа в киевский офис составляет около 1500 гривен в месяц, а просто ключей, без оплаты закрепленного за работником места — около 1000 гривен.

Цены обычно дифференцированы: одни работники офиса арендуют полные места с компьютером, другие могут отказаться от большинства услуг и платить только за использование wi-fi, стола и чая-кофе, приходя со своим ноутбуком. В США многие коворкинг-офисы разрешают любому прийти и поработать без оплаты, но если человек становится постоянным посетителем, его просят оплатить рабочее место.

В качестве отличного маркетингового шага следует отметить предоставление постоянным клиентам дисконтных карт на дополнительный сервис: например, на доставку пиццы, обедов. Уместными будут также скидки на такси. А в США практикуется даже оплата за счет коворкинг-центра доставки курьером в такой офис любых товаров или билетов (с ограничением, скажем: не чаще одного раза в неделю одним работником). Там оплата курьерской доставки может записываться в качестве валовых расходов арендодателя, уменьшая тем самым объем налогооблагаемой прибыли. Но даже если не так, подобные расходы считаются вполне уместными ради повышения лояльности ваших арендаторов. Впрочем, и сами расходы тут не обязательны: скорее всего, вы легко договоритесь с предприятиями питания и таксомоторами о скидках за «оптовые» заказы еды или поездок в такси.

Помимо уже описанных параметров, не стоит также забывать о визуальной составляющей рабочего пространства, ведь работники сбегают с офисов именно по причине однообразия. Сегодняшние тенденции по наполнению коворкинг-центров делают акцент на креативном, интересном и привлекательном дизайне, в частности, комнат отдыха.

Стоит по максимуму работать с партнерами на бартерных условиях: видеотрансляции, чай, озеленение офисов, велосипеды, архитекторы, графический дизайн, школы рисования, видеоролики, прокат музыкальных инструментов, кофе-брейки.

Читайте также

Звезды бизнеса ›
Алена Голева, совладелец и руководитель нескольких крупных предприятий "С мужским коллективом, честно говоря, работать легче"

Компании и рынки ›
Аренда конференц-залов: цены и нюансы

Бизнес-старт ›
Создаем интернет-магазин: маркетинговая стратегия шаг за шагом
Очень интересен вариант«The Hat Factory» в Сан-Франциско: он представляет собой жилой чердак с минимальными удобствами, в котором постоянно живут три человека, а в течение дня работают и другие люди. Так вы сможете сэкономить средства на аренде коммерческой недвижимости и заодно креативно подойти к идеи коворкинг-центра.

Выход на операционную окупаемость вполне реален на третий-четвертый месяц работы. Чтобы окупить вложения на старте, придется поработать полтора-два года. Как пишет сайт DeskMag, «любой продержавшийся два года коворкинг выходит в плюс».